Имз

ИМЗ (ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД) - промышленное предприятие. До Второй мировой войны в СССР производство мотоциклов составляло около 7 тыс. в год. Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями.

В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР было принято решение о расширении выпуска мотоциклов с коляской для нужд армии. Для этого было решено разработать наиболее приемлемую модель такого мотоцикла. В это период лучшим мотоциклом считался БМВ-Р71, состоявший на вооружении немецкой армии. В условиях повышенной секретности пять мотоциклов марки БМВ закупили в Швеции и доставили в советскую Россию. После внимательного изучения конструкции мотоцикла, было принято решение о собственном выпуске этой марки с некоторыми изменениями, в частности в электрической схеме.

Производство мотоциклов, получивших название М-72, предусматривала широкую коопераций предприятий. В частности, на ЗИСе (нынешний АЗЛК) был создан цех для сборки двигателя, выпуск колясок и карданов поручили поручался ГАЗу, фары производили в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1.

Сборка мотоциклом М-72 должно быть производиться на созданном для этой цели в Москве мотозаводе. Весной 1941 г. опытные образцы М-72 были продемонстрированы военному командованию, и было принять решение об их массовом производстве. Но развернуть в Москве выпуск мотоциклов не удалось, так как уже 20 октября 1941 г. Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Так по сути и началась история Ирбитского мотоциклетного завода.

Завод был размещен на площадях бывшего пивоваренного завода. Несмотря на все трудности первая партия мотоциклов М-72 была выпущена 25 февраля 1942 г. Всего за годы войны заводом было выпущено около 10 тыс. мотоциклов.

Марка мотоциклов получила название "Урал" и стала популярной. В 50-х годах "Уралы" закупались в страны Восточной Европы для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы.

В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52, М-61.

С конца 80-х годов начались поставки ирбитских мотоциклов во многие страны мира, успешно конкурируя с дорогими марками, как например, "Харлей-Дэвидсонов". Ирбитский мотозавод стал единственным в стране предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса. В 1992 г. ему была вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу.

В 1992 г. завод стал акционерным обществом, а в октябре следующего года с конвейера ИМЗ сошел 3-миллионный мотоцикл.


имз



Торговая марка "Урал" известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы поставлялись в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и других стран.

В 2002 г. ООО "Ирбитский мотозавод" (ИМЗ) впервые за последние годы вышел на прибыльное производство, увеличив в несколько раз объемы выпуска продукции по сравнению с 90-ми годами.



© А.Н.Рыбин, к.т.н., информационные материалы, 2004

Hosted by uCoz