ИМЗ (ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ
ЗАВОД) - промышленное предприятие. До Второй мировой войны в СССР производство
мотоциклов составляло около 7 тыс. в год. Выпуск мотоциклетной техники
осуществлялся неспециализированными предприятиями.
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР было принято решение о расширении
выпуска мотоциклов с коляской для нужд армии. Для этого было решено разработать
наиболее приемлемую модель такого мотоцикла. В это период лучшим мотоциклом
считался БМВ-Р71, состоявший на вооружении немецкой армии. В условиях
повышенной секретности пять мотоциклов марки БМВ закупили в Швеции и доставили
в советскую Россию. После внимательного изучения конструкции мотоцикла, было
принято решение о собственном выпуске этой марки с некоторыми изменениями, в
частности в электрической схеме.
Производство мотоциклов, получивших название М-72, предусматривала широкую
коопераций предприятий. В частности, на ЗИСе (нынешний АЗЛК) был создан цех для
сборки двигателя, выпуск колясок и карданов поручили поручался ГАЗу, фары
производили в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1.
Сборка мотоциклом М-72 должно быть производиться на созданном для этой цели в
Москве мотозаводе. Весной 1941 г. опытные образцы М-72 были продемонстрированы
военному командованию, и было принять решение об их массовом производстве. Но
развернуть в Москве выпуск мотоциклов не удалось, так как уже 20 октября 1941
г. Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября,
Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского
мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал
в город Ирбит. Так по сути и началась история Ирбитского мотоциклетного завода.
Завод был размещен на площадях бывшего пивоваренного завода. Несмотря на все
трудности первая партия мотоциклов М-72 была выпущена 25 февраля 1942 г. Всего
за годы войны заводом было выпущено около 10 тыс. мотоциклов.
Марка мотоциклов получила название "Урал" и стала популярной. В 50-х
годах "Уралы" закупались в страны Восточной Европы для нужд армии и
полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы.
В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52, М-61.
С конца 80-х годов начались поставки ирбитских мотоциклов во многие страны
мира, успешно конкурируя с дорогими марками, как например,
"Харлей-Дэвидсонов". Ирбитский мотозавод стал единственным в стране
предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса. В 1992 г. ему была
вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую
инициативу.
В 1992 г. завод стал акционерным обществом, а в октябре следующего года с
конвейера ИМЗ сошел 3-миллионный мотоцикл.
Торговая марка "Урал" известна во всем мире, в период советской эпохи
ирбитские мотоциклы поставлялись в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах
ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и
других стран.
В 2002 г. ООО "Ирбитский мотозавод" (ИМЗ) впервые за последние годы
вышел на прибыльное производство, увеличив в несколько раз объемы выпуска
продукции по сравнению с 90-ми годами.
© А.Н.Рыбин, к.т.н., информационные материалы, 2004